Правое полушарие мозга у детей. Что обязательно должны знать родители?

Ни для кого не секрет, что мозг человека состоит из левого и правого полушарий. Первое заведует речью и переработкой информации, поступающей в виде слов и знаков. Дробность, логика, аналитика, факты, алгоритмы, причинно-следственные связи, классификация, схематизация - все это относится туда же. Второе отвечает за целостное воcприятие мира, синтез, оно оперирует образами, эмоциями, фантазиями.

У большинства взрослых одна из частей мозга развита лучше. Левополушарные люди имеют больше способностей к науке, анализу, чтению, письму, счету. Современный мир преимущественно ориентирован именно на это: потоки информации в СМИ, банки-биржи, системы обучения, направленные в первую очередь на развитие вышеуказанных областей знаний. Люди с доминирующим правым полушарием склонны к фантазиям, мечтанию, искусству; подавляющее большинство музыкантов и художников, писателей и поэтов относятся к данной группе. А если мы призадумаемся, то поймем, что и наши малыши движимы импульсами именно этой части мозга. Они просто обожают постигать что-то новое всеми доступными органами чувств, без затруднений выдумывают фантастические истории и утвердительно ответят на вопрос, считают ли они себя художниками.
 

Теории о детском мозге

 
Действительно, научно доказано, что в течение первых нескольких лет жизни правое полушарие мозга у детей развивается опережающими темпами. Именно поэтому карапузы без устали исследуют все вокруг, накапливая информацию об окружающем мире. Их память в этот период характеризуется как фотографическая: они могут в красках воссоздать однажды увиденное, воспринимая образ цельно, вместе с комплексом возникших чувств и эмоций. Существует предположение, что “багаж”, собранный крохой в период с 0 до 3 лет,  в дальнейшем формирует его способности и характер.
 
Исследованиями в этой области занимались такие ученые, как С. Шонен, Э. Метиве, Р. Сперри и М. Шичида. Они  подтверждают, что левая половинка присоединяется к мыслительным процессам только к 2 годам, а в 3 года обе части развиты примерно одинаково. Однако впоследствии у ребенка появляются новые, интересные ему самому и взрослым, возможности - речь, способность к чтению и счету. Окрыленные успехами малыша, родители активно поощряют эту активность, тренируя тем самым левое полушарие, отвечающее за вышеуказанные функции.
 

Предостережения

 
В стремлении “догнать и перегнать”, а также продемонстрировать достижения малыша окружающим мы часто делаем упор именно на видимые и измеримые умения. Ведь так приятно, когда кроха удивляет всех на площадке, произнося сложную фразу или без запинки считая до десяти. А вот красочными рисунками и способностью чутко улавливать ритм музыки похвалиться сложнее. Поэтому многие амбициозные родители приобретают множество пособий и уделяют массу времени занятиям по раннему развитию речи, чтению, счету и письму. А творчество ребенка недооценивают, называя “маляками” первые неумелые рисунки , “враньем” - сочинение фантастических историй. 
 
Взрослые нарушают принцип воспитания, заключенный в своевременности, насилуют психику детей и забывают о необходимости стимулировать работу правого полушария. Со временем, не получая должной подпитки и тренировки, его функции угасают, а способности ребенка в этой области стремительно уменьшаются. Серьезный крен в сторону развития левой половинки мозга в силах заблокировать изначальные творческие и эмоциональные возможности человека, обеднить его интуицию, оригинальность мышления и стремление к познанию. Вот почему так много взрослых считают себя никому не интересными, творчески не одаренными личностями и втайне мечтают о том, чтобы уметь рисовать, петь или музицировать.
 
Всех этих минусов можно избежать, если позволить правому полушарию накопить в раннем возрасте необходимый багаж. Забыть про поток “нельзя”: прыгать по лужам, ковыряться в грязи, разливать воду, рассматривать червяков и так далее. Строить занятия с ребенком таким образом, чтобы обе части мозга развивались гармонично, не делая жесткого упора на одну из них. Помимо привычного обучения “школьным” дисциплинам - буквы, слоги, речь, чтение, счет - практиковаться в выражении и распознавании человеческих эмоций, побуждать к поиску оригинальных путей решения задачи, заниматься творчеством и физкультурой на спортивном комплексе.    

Практика развития правого полушария мозга у детей

 
Существуют особые методики, ориентированные на развитие правого полушария мозга у детей. Например, это подход М. Шичида и Г. Домана. Он заключается в том, что способность малышей первых лет жизни к усвоению информации превышает таковую у дошкольников, школьников и тем более взрослых людей. “После трех уже поздно”, как гласит название известной книги Масару Ибуки.
 
Наиболее эффективным методом они считают механическое показывание карточек с информацией, без озвучивания и объяснения сути изображения. Моментальное “фотографирование” - ключ к активизации правой половинки мозга, дорожка в мир подсознательных процессов. Необходимо, чтобы ребенок был в хорошем настроении, показ можно сопровождать специальной расслабляющей музыкой. Ни в коем случае нельзя принуждать малыша к таким занятиям - это сведет на нет все возможные положительные эффекты!
 
Если же родителям не близок подход данной методики или нет возможности ее изучить и регулярно заниматься, то нужно хотя бы всячески поощрять стремление крохи к танцу, пению, музицированию, рисованию, лепке, вышиванию и так далее. Есть и научный подход к определению творческого мышления - это разнонаправленность интересов, любознательность, развитая интуиция, креативность, стремление к риску. Ко всем этим особенностям характера ребенка стоит относиться с уважением, а также провоцировать его к подобным действиям.
 
Существует и несколько специальных упражнений, стимулирующих правое полушарие мозга у детей (впрочем, и у взрослых тоже). Кратко опишем суть некоторых из них. Например, это упражнения на визуализацию, когда надо “увидеть”, “потрогать”, “понюхать”, “услышать”, “лизнуть” какое-либо понятие, букву или слово, нарисовать, вылепить или иным образом воплотить его в жизнь. Еще один блок занятий задействует одновременное выполнение различных упражнений обеими руками (зеркальное рисование,  последовательное соединение большого пальца со всеми остальными в кольцо, выполнение одновременно разных действий, например, похлопывание и поглаживание).
 
Думается, что заинтересованный родитель, желающий развивать правое полушарие мозга у своих детей, найдет еще множество увлекательных и полезных игр и задач, с помощью семейный досуг можно провести не только интересно, но полезно.
 
Е.К.
Август 2013 г.


Магазин детских кроваток в г. Находка

Возврат к списку

Подпишитесь на нашу рассылку,

и будьте в курсе последних событий!