Как бы нам не хотелось, но наши дети не всегда ведут себя так, как хотелось бы их родителям. Иногда они не слушаются, обманывают или дерутся. Такие поступки нуждаются в корректировке, а наказание как раз и используется для формирования приемлемой модели поведения. Говоря сухим языком, это применение неприятных или нежелательных мер в отношении в данном случае ребенка. А вот перечень этих самых мер, практикуемых в разных семьях, может сильно отличаться - от строгой беседы до физического воздействия. В этой статье расскажем, стоит ли наказывать детей вообще, какие формы допустимы, а какие нет и как достичь нужных воспитательных целей.
Стоит ли наказывать детей
Система воспитания должна включать в себя как поощрение так и наказание. Первое является залогом гармоничного развития крохи, источником формирования запаса оптимизма. Однако часто случается, что родители никак не отмечают, что ребенок хорошо себя вел в течение нескольких дней, при этом мгновенно реагируют на какой-либо единичный проступок. Одобрение желательного поведения малыша должно быть неотложным и наглядным: похвалить, предложить побольше времени уделить его любимым занятиям. Для дошколят рекомендуется завести настенный календарь, в котором вечером совместно выставлять отметку за прошедший день. Например, красный - отличное поведение, желтый - нормальное, черный - плохое.
Если карапуз в целом послушен, неконфликтен, то с ним достаточно обсудить суть возникшей проблемы, из-за которой он получил низкую оценку. Также с подобными детьми можно применять метод естественных последствий: ребенок должен самостоятельно справляться с итогами своих проступков. Задача же взрослых - помочь извлечь правильный урок, продемонстрировать, к чему могут привести определенные действия, как это влияет на всех участников процесса, их состояние, желания, дальнейшие планы. Немаловажно и научить находить варианты выхода из сложившейся ситуации.
Замечательно, если малышу достаточно таких педагогических приемов и общих воспитательных бесед. Однако большинство детей порой как будто нарочно испытывают терпение окружающих. И в данном случае наказание помогает маленькому человеку научиться разделять хорошее и плохое, увидеть границы дозволенного, осознать нормы, принятые в обществе. И поскольку вряд ли удастся вообще избежать нагоняев и выговоров, важно выработать четкую и взвешенную систему воспитания, принятую в конкретной семье, и донести эти постулаты до каждого ее члена.
Формы наказания детей
1. Физическое воздействие (шлепок, подзатыльник, ремень). Стоит ли наказывать детей таким образом - один из спорных вопросов в воспитательном процессе. Психологи в большинстве своем отрицают любое положительное начало в таком виде расправы. Если же взрослые не способны обойтись без силовых способов влияния или иные методы воздействия не принесли результатов, важно уяснить несколько моментов. В любом случае необходимо избегать мер, способных причинить вред физическому здоровью ребенка. Не применять силу в отношении детей, чье неприемлемое поведение вызвано определенным состоянием или болезнью (депрессия, гиперактивность, энурез и так далее). Прибегнуть к такому виду наказания можно лишь в подобных случаях: ситуации, грозящие жизни и здоровью малыша или окружающих, целенаправленное глумление над более слабыми.
2. Словесное влияние (крик, строгая беседа, оскорбление). По возможности необходимо спокойно обсудить суть произошедшего, избегая повышенных тонов и обвинений. Категорически нельзя сообщать всем и каждому о подробностях проделки ребенка и заставлять кроху принародно каяться - это может вызвать тяжелые нервные расстройства.
3. Игнорирование. Бойкот желательно не применять или пользоваться этой мерой в исключительных случаях, поскольку, во-первых, дети весьма болезненно переживают это время и могут усомниться в родительской любви, а во-вторых, таким образом взрослые могут непредумышленно преподать маленькому существу пример манипулирования.
4. Лишение чего-либо. Ущемление биологических и физических потребностей (не кормить, закрывать в тесном темном помещении) недопустимо. Ограничения в удовольствиях (сладкое, мультфильмы, компьютерные игры, общение с друзьями) хоть и очень привлекательны в качестве расплаты за любую провинность ребенка, но являются наиболее действенными, когда недостойное поведение было напрямую связано с тем, что отнимают у карапуза. Кидается песком - лишить возможности пойти в песочницу, рвет книгу - забрать на время. Смысл заключается в том, чтобы продемонстрировать малышу связь между баловством, предметом и его утратой.
Правила наказания ребёнка
- При любом виде наказания ребенок должен быть знать следующее: несмотря на то, что родители сердиты и расстроены его действиями, они его по-прежнему любят;
- Выговор направлен на конкретный поступок или поведение, а не на личность малыша в целом, также не следует припоминать прежние повинности;
- Система наказаний обязана быть четкой и последовательной (нельзя сегодня за что-то отругать кроху, а завтра закрыть на это глаза);
- Ребенка необходимо проинформировать, какие именно проступки чреваты негативными для него последствиями (донести эти постулаты до карапуза лучше в форме однозначных позитивных утверждений, например “всегда говори правду”);
- Наказание должно следовать непосредственно за неблаговидным поведением (расправа, учиненная спустя несколько дней, не будет иметь никакого смысла) и иметь временные рамки;
- За одну провинность нельзя карать дважды (например, сначала лишить чего-то, а затем регулярно выговаривать за содеянное, особенно, если кроха искренне осознал вину и больше не повторяет таких поступков);
- Если малыш болен или устал, не рекомендуется его наказывать.
Когда в следующий раз ребенок набедокурит, постарайтесь выбрать самый гуманный способ наказания. А еще лучше разобраться предварительно, в чем причина такого поведения. Почему он не сделал домашнее задание? Поленился ли? Или не разобрался в предмете, не поладил с учителем? Возможно, он нуждается в помощи, а не в наказании? Ну а мудрые родители, исследовавшие склонности и характер своего чада, постараются оградить его от возможного промаха, чтобы не винить впоследствии.
Е.К.
Апрель 2013 г.